XXIV. <Искандер Фазиль Абдулович. Что-то хорошее ожидает Россию>

- Фазиль Абдулович, в одном из интервью вы недавно говорили о своем предчувствии появления новой общегуманитарной идеи, которая возникнет в России и постепенно охватит весь мир. А внешним признаком этой идеи станет изменение избирательного права. На чем основано ваше предчувствие, что это за идея, в чем вы видите ее ценность? <Обратите внимание, пожалуйста!>

- Я вижу необходимость прихода в политику людей с гуманитарной направленностью ума, людей с гуманитарным образованием. Я считаю, что сейчас мир особенно нуждается в людях гораздо более тонкого гуманистического мышления, чем современные политики. Потому что современная жизнь со своими огромными достижениями в техническом прогрессе каким-то образом удаляет и как бы затуманивает вопросы человеческой этики. Я думаю, что, чем больше будет развиваться всемирная технология, тем опаснее люди, не отличающиеся достаточной этической тонкостью. Ею обладают прежде всего (исключая случайность рождения) именно люди гуманитарно направленные. ...

Сейчас и у нас, и во всем мире техническое мышление с грандиозной быстротой идет вперед, а традиции управления странами, государствами, остаются старыми, консервативными. Но правильно реагировать на те или иные явления народной жизни, на требования народа и вообще - гармонизировать жизнь могут только гуманитарии. Они должны - даже если не прямо прийти к власти - все-таки быть каким-то органом власти, с которым власть считалась бы и давала свои решения на проверку этим людям с глубоким, тонким гуманитарным мышлением, понимающим истинные потребности народа и отвергающим всякие старые представления о примате интересов страны, интересов истории, интересов всяких теорий, ибо, как говорится, теория мертва, а вечно зелено только древо жизни. И это вечнозеленое древо жизни народа могут выращивать только люди высокого гуманитарного мышления.

<Забавно! Забавна та точность, с какой писатель Фазиль Искандер предчувствует будущее и определяет его. Видимо, необходимо дать четкие определения, чтобы не наломали дров в такой тонкой сфере, как Новая Власть.

Итак. Я определю те качества, которые стремится сформулировать замечательный писатель и, как он сам демонстрирует, выдающийся практический социолог и политик Ф.Искандер, следующим образом. Во-первых, представители Новой Власти должны продемонстрировать выдающиеся качества в своей сфере деятельности. Это может быть писатель, физик, математик... Но - мирового значения. Как, например, Искандер, Алферов, Зиновьев... Последний - логик. Причем, “мировая” означенность может быть и неформальна, нет необходимости отбирать именно “нобелевских” лауреатов. Часто Нобелевский комитет ведет себя как больной текущей формы паранойи. Важна реальность демонстрации Силы Духа. А влияние Духа чувствуется безошибочно. Здесь же проявляется то особенное качество, которое часто и демонстрируется такого рода людьми - талантливость, причем выдающаяся, в иных сферах. Но, разумеется, она проявляет себя спонтанно, и требовать доказательств ее наличия неприлично.

Во-вторых, выдающимся качеством такого рода людей является неравнодушие сострадания и умение чувствовать чужую боль, боль массы, народа. Это качество также может проявляться в различных формах, и подделать его также нельзя. Это видно с первого взгляда. И отсутствие данного качества делает этого человека неспособным быть Хранителем. Полностью.

В-третьих. Отсутствие самолюбования и себялюбия, скромность и простота, отсутствие самой ничтожной формы снобизма, в поведении нет и намека на собственную исключительность. Там, где есть иное... Тысячи тех, кто обладает первыми двумя качествами и не обладает третьим, - никуда не годны, хотя между третьим качеством и вторым есть стойкая корреляция.

В-четвертых. В чем-то производное от третьего качества и, вероятно, его логическое оформление: эти люди не нажили себе богатств от всех своих талантов. Здесь присутствует взаимное встречное движение субъективного ощущения неприличия такого богатства в условиях нищеты народа и “достойная” оценка такого рода людей господствующей уродливой социальной средой. Вот, пожалуй, и все. Аспект гуманитарности хотя и несколько определяет качество мышления (техногенная сфера навязана человечеству Тьмой), но не является определяющим в качестве самого Духа. Да и возраст особой роли не играет, хотя, конечно, все перечисленное обретается с годами. Я хочу сказать, что здесь нет формальных возрастных границ.>

 

- На Кавказе, откуда Вы родом, всегда прислушиваются к мнению стариков, старейшин, особенно при принятии важного решения. Но ведь у них нет гуманитарного образования - видимо, есть что-то другое, равнозначное ему?

- Опыт жизни и возраст делают их достаточно бескорыстными по отношению к тем решениям, которые они принимают, потому что, в принципе, в глубокой старости человек уже не собирается делать карьеру, обогащаться или, например, при помощи каких-то комбинаций улучшать свое положение. В старости легче объективно смотреть на вещи, и в этом отношении старейшины, к совету которых прислушиваются на Кавказе, близки тем гуманитариям, которые, в силу знания этических вопросов, понимают, что справедливое решение - превыше всего. Причем справедливость понимается каждый раз очень конкретно: справедливо то решение, которое гуманнее и человечнее, а не то, которое и выгоднее.

- Вы много ездили по свету - какое государственное устройство вам кажется оптимальным примером для жизни народа в России?

- В области социальной обеспеченности и социальных гарантий, конечно, дальше всех пошли скандинавские страны (например, Швеция). Что касается нас, то мы, конечно, в очень тяжелом положении. Мне представляется (и я уже говорил об этом), что сегодняшняя Россия потеряла сюжет существования.

- То есть поступки, действия?

- Не только. Еще и смысл действий. Сюжет существования - самое главное в человеческой жизни и, тем более, в жизни целого народа. В советские времена был такой сюжет существования: лучшая часть интеллигенции считала своим долгом, смыслом жизни - в меру сил разрушать диктатуру. Большая часть населения, не веря ни во что, но веря, что тоталитарный режим будет вечным, приспособилась к существованию в его условиях. А какая-то, очень маленькая, часть народа верила, что при всех, даже плохих, обстоятельствах в государстве делается и хорошее.

- А ведь у них были основания так считать - в социальной сфере, в отличие от нынешних времен, что-то делалось.

- Делалось, конечно, но главное условие жизни при диктатуре связано с подавлением прав человека. Право человека на свободу не действовало, и примириться с этим было невозможно. Однако сейчас многое и в правовом отношении стало еще хуже.

- А что именно?

- Если говорить только лишь в правовом аспекте, то сейчас люди себя чувствуют тревожнее, чем в брежневские времена. Представление человека, живущего в государстве, о том, что в каких-то сложных жизненных ситуациях государство его защитит, сейчас исчезло. Люди стали бояться даже милиции.

- Обычно раньше говорили: "Моя милиция меня бережет". Теперь ее боятся. Как же это произошло?

- Это случилось в процессе "гниения" каких-то государственных ветвей власти. Моя главная мысль в том, что государство можно сравнить с деревом, где ствол - сама государственность, а ветви, листья, цветы, плоды - это жизнь народа. Если ствол государственности здоров, то свой сюжет существования люди сами найдут, подсознательно опираясь на уверенность, что ствол здоров и ствол этот в трудную минуту им поможет. Но именно этот ствол государственности у нас сейчас - самое больное место. ...

Поэтому, говоря о сегодняшнем дне, следует сказать: все силы нашего общества должны быть задействованы для оздоровления ствола государства. Если мы сумеем его укрепить, то каждый в России найдет сюжет своего существования.

- Но мы, наверное, сами виноваты в сегодняшнем хаосе: выбираем во власть таких людей, которые даже сейчас, когда народу так плохо - кризис, инфляция, многие недоедают, - находят время завоевывать себе льготы, пенсии, московские квартиры. Большинство избирателей воспринимают это как глубокую аморальность: народ беден - живите скромно и вы, господа; по крайней мере, пока не выведете страну из кризиса. Какой же может быть механизм для того, чтобы во властные структуры попадали люди достойные?

- У нас, куда ни посмотришь, столько ошибок, зигзагов и тупиков, что человеческий глаз не знает, на чем остановиться. Мне кажется, что сначала надо остановиться на идее оздоровления ствола государственности, и основная модель его восстановления в том, чтобы у власти оказались люди гуманитарного мышления, тонко понимающие потребности народа, люди самоотверженные, честные. Конечно, все государства формально этот принцип признают, но во всех странах, а в нашей особенно - очень мало людей подобного гуманитарного мышления. Продолжение моей мысли может выглядеть как фантазия, но - всеобщее избирательное право только лишь продолжит существующий хаос, потому что при нынешней избирательной системе невозможно выбрать представителей, наиболее сильных по глубине своих мыслей и по гуманности этих мыслей. Сейчас таких людей в политике нет, и с этой практикой каким-то образом надо покончить.

- Но по доброй воле власть никто не отдаст.

- Я думаю, тут должна быть именно добрая воля: и тех, кто руководит нами сейчас, и воля нашей общественности, найти в стране людей практического мышления - а они, безусловно, есть во всех уголках России. Это должны быть люди с огромными знаниями юридической стороны дела, а также с большим знанием человеческой души. Они должны или прямо входить в правительство, или составить какой-то духовно-мозговой центр, с которым непременно, при всех обстоятельствах (и это должно быть закреплено в законе) правительство будет считаться. <Я уверен, хотя извиняюсь за самонадеянность, что моя идея организации власти понравится бы Ф.Искандеру. Она проста, удобна, то есть необременительна для, в общем-то, пожилых людей и эффективна: они решают все, обладая совершенной полнотой власти Народа, то есть являясь ее Хранителями.> Может быть (это было бы идеально), они сами и будут правительством.<И даже это предусмотрено для тех, кто в состоянии быть частью Правительства.> А считать, что весь народ определяет, кто лучший политик, - это совершенно абсурдно. Точно так же народ не может определить, кто лучший поэт в стране или кто лучший философ: все это требует специального подхода и специальных знаний. Ими обладают не все, а те, кто обладают, и должны решать такие вопросы. И ничего тут плохого нет.

- Например, когда определяют писательские премии, прежде всего высказываются критики или сами писатели... и никто при этом не обижается.

- То же должно быть и при выборе политиков. Но современную государственную машину выборов нельзя уже ни остановить, ни разобрать: сработает ли она на 5% лучше или на 5% хуже - от избирателей все равно почти ничего не зависит.

- Но избиратели-то уверены сейчас, что именно от них все и зависит. <В томто и идиотизм ситуации - демократия есть не что иное, как глупость народная; но... как обвинить народ, если сама интеллектуальная “элита” его - болваны? Я по крупицам собираю правду, чтобы показать, что истина существует не только в моей голове.>

- Здесь есть только один положительный момент: ощущение народа, что он сам определяет, кто будет у власти. Но есть такие трагические времена (как сейчас в России), когда гораздо важнее этого самоощущения народа - не дать ему погибнуть. Потому что это его самоощущение очень поверхностно, поскольку он не специализируется на вопросах политики и судит о ней, опираясь на то, что слышит по ТВ или читает в прессе. А здесь есть такой неожиданный эффект: обаяние политика очень часто зависит от того, что народ угадывает в нем черты своих недостатков и понимает, что именно этот политик простит им их недостатки.

- Или их преступления... А бывает иное, положительное, совпадение?

- Изредка бывает, что высшие стремления народа находят воплощение в устремлениях политического лидера. Но это крайне редко. Чаще всего избиратели находят лидера с недостатками, подобными их собственным.

- Современный простой человек в России не уверен в завтрашнем дне. Что, по-вашему, происходит с его душой, психикой из-за этой неуверенности?

- Народ сейчас не видит выхода ни в старой, ни в новой жизни. Может быть, именно поэтому наш народ находится в таком невероятном упадке сил. <Точно и мудро. Именно поэтому.> Мы очутились в ситуации, когда старый образ государственной жизни явно изжил себя, а новый демократический строй и свободный рынок настолько неточны, развинчены и даже развенчаны тем, что делается вокруг, что не дают возможности людям поверить в какие-нибудь положительные перемены.

Даже те немногие, кто приспособился к новой жизни и имеет от нее выгоды (может, и больше, чем раньше), тоже не уверены в завтрашнем дне, и эта неуверенность приводит к тому, что в сегодняшнем дне они еще более дерзкие, аморальные, и считают, что надо как можно больше успеть хапнуть, а то неизвестно, сколько продлится эта ситуация, и что будет завтра.

Большинство же народа растерянно и неспособно что-то требовать, за что-то бороться. Поиск выхода всегда основывается на том, что народ хотя бы смутно, но видит идеал, к которому надо стремиться.

- Но сейчас какая-то часть нашего общества снова потянулась к старому.

- Потому что там были свои преимущества: при общей полной нищете народа советская власть давала какие-то определенные гарантии. Она отнимала у человека свободу мысли, свободу полностью отдать свой талант своему делу - каждый находился в тех пределах, которые задало ему государство. Но в тех пределах многие чувствовали себя спокойно, знали, что от голода не умрут, знали, что разбогатеть не могут, но было бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, и даже какая-то часть населения могла за сравнительно небольшие деньги отдыхать во время отпусков.

Сейчас 2-3% общества невероятно разбогатели на пустом месте (так можно богатеть только на незаконных операциях), а остальные невероятно обнищали, у них нет поддержки ни от государства, ни от профсоюзов.

- Но профсоюзы у нас есть.

- Я думаю, что они бессильны. Хотя могли бы "стукнуть кулаком по столу" - государство пошло бы им на уступки.

- В советское время рабочим внушали, что они – гегемон, главный, руководящий класс. Вы назвали это "классовым расизмом". <Умница!> Внушение о превосходстве, конечно, было очередной ложью, но рабочий класс таким образом приучали к чувству главенства. Сейчас, возможно, кто-то грустит о прошлых восхвалениях.

- Не думаю, что в продолжение советской власти рабочие не смогли убедиться в том, что они не класс-гегемон. Сначала эти лозунги могли вдохновлять и вдохновляли настолько, что рабочие с удовольствием сокрушали старый мир и то, что оставалось от него в первые годы советской власти.

Этот классовый расизм пропагандировали большевики, и не только внушали чувство "гегемонизма" рабочим, но даже предоставляли им какие-то преимущества. Однако постепенно это уходило из жизни. А в 20-30-е гг., например, при поступлении в вуз учитывалось рабоче-крестьянское происхождение. (Например, писатель Симонов некоторое время работал на заводе, чтобы со справкой от завода прийти в институт.)

Ошибка в определении "гегемонизма" идет от Маркса, а в условиях России все приняло чудовищно огрубленные формы. Маркс считал, что рабочий класс - самая прогрессивная сила, потому что на него давит буржуазия и, следовательно, обнищание рабочего класса носит абсолютный характер, и потому революция неизбежна. Но Маркс как экономист должен был понять, что через какое-то время обнищание не будет столь абсолютным и даже вообще не будет. И, как мы знаем, нигде в мире сейчас нет настроенности рабочего класса на революцию.

- И только у нас ходят ностальгирующие люди с красными флагами.

- Я думаю, что с красными флагами ходит немного людей. Прошлое вернуть очень трудно, потому что та вера в коммунизм, которая в 20-х годах охватила часть рабочего класса и интеллигенции, не может вернуться: сейчас все достаточно ясно видят, что мир Запада давно достиг того материального уровня, к которому мы хотели прийти. Сейчас есть недовольство, но нет более или менее ясной теории, к чему стремиться. Отсюда и многотерпение народа. ...

- В ваших стихах есть строки: "Я призван русским языком для встречи с Божьим духом" <+++++++! “Боги мыслят по-русски”!> Они говорят что-либо о вашей религиозности?

- Это все-таки метафора, но в действительности, обо всем самом главном и самом важном я могу сказать только по-русски. <И я добавлю и пятое качество. Уважение и любовь к русскому языку, как выражение любви к русскому народу.> Отношение к Богу у меня такое: в лучшие минуты своей жизни я чувствую, что Божья сила существует, она помогает, возвышает, я даже ощущаю, что мне проще и легче дается все, чем я занимаюсь. Но бывают и минуты уныния, когда я перестаю верить в Бога. Но в состоянии веры я плодотворнее.

Честный атеист может сказать себе: человеку, чтобы возвыситься, достаточно опереться на собственные силы, - и это можно сравнить с прыжком с места. А верующий человек, чтобы нравственно возвыситься, должен "сделать разгон" в сторону Бога. Прыжок с разгона всегда выше, но одновременно, благодаря разгону, можно споткнуться и упасть, что и бывает иногда с верующими людьми. <Очень интересная метафора.> Так что для меня этот вопрос - трудный, непростой. ...

- Современная молодежь нигде не получает достаточных знаний о религии - ни дома, ни в школе. Как вы считаете, надо ли, после 70-летних гонений на церковь, ввести снова преподавание основ религии в школах, в вузах?

- Религиозное воспитание, независимо от того, придет ли человек к атеистическому или религиозному объяснению мира, - необходимо обществу. Для честного атеиста все евангельские истины могут быть абсолютными, потому что они абсолютны по своему практическому выражению; и даже если этот человек не верит в Бога, он не может не видеть, что заповеди Христа - честные, объективные и необходимы человеку. А в более широком смысле - мы все нуждаемся в высшей нравственной инстанции, которая не зависит ни от государства, ни от общества, ни от друзей, ни от врагов - ни от кого. И такой высшей нравственной инстанцией для нас может быть только Бог.

Когда человек подражает в своей жизни другому человеку, учась жить, то он вольно или невольно пытается превзойти этого человека. Но для верующего высшее достижение — быть учеником Бога. Ему никогда в голову не придет равняться с Богом или, тем более, превзойти его. Это имеет огромное психологическое значение: человек чувствует себя как вечный ученик в области нравственной жизни или - постигшим все нравственные истины и имеющим право сверху вниз смотреть на другого человека. И более чистого и абсолютно бескорыстного идеала, чем соотнести свои действия в жизни с Богом, не может быть.

В широком, фундаментальном, практическом смысле для человека выгодней быть учеником Бога, чем учеником какого-то другого человека, когда невольно может прийти в голову мысль: "А может, я буду равен ему или даже выше его". Учиться у Бога - значит стремиться к высочайшему, недостижимому идеалу, который не вызывает ни ревности, ни зависти - ничего, кроме восхищения высотой идеала и его абсолютным бескорыстием. Это очень важно.

- Мне вспоминаются ваши строки: "Верен наш святой союз с тобою, Тютчев или Пушкин". В год двухсотлетнего юбилея Пушкина хочется спросить: а что для всех нас Пушкин сегодня, в наши дни?

- Пушкин многое предвидел в будущем России. Он предвидел и знаменитую "слезу ребенка" Достоевского, когда Достоевский задает вопрос - можно ли пролить слезу ребенка ради того, чтобы осчастливить все человечество, - и отвечает: это невозможно. А ведь в гениальном "Медном всаднике", поэме бездонной глубины, Пушкин дает именно этот ответ, здесь рассматривается цена прогресса. Несчастный Евгений умер, как бы заплатив своим счастьем за великие преобразования Петра. Петр - любимый герой Пушкина, а поэт как будто спрашивает у него: "Ты можешь переступить через труп Евгения?" И сам отвечает: "Я - не могу". Таков конечный смысл пушкинской поэмы, развитый впоследствии великим Достоевским.

Пушкин был, во-первых, "государственником" (я думаю, он по-своему понимал смысл этого слова, близко к моему определению государства как дерева). И в этом смысле Пушкин считал важным соучаствовать и подсказывать государству, всегда туповатому, и правителям какие-то необходимые мысли.

А во-вторых (и тут нет никакого противоречия), Пушкин был человеком глубоко частным, очень ценившим свое частное существование, и отсюда - его обостренное чувство чести и невероятно ревнивое, бешеное отношение ко всему, что вторгается в его частную жизнь. Вспомните - он был взбешен, когда узнал, что его письма к жене читаются тайными службами. В конечном итоге, его знаменитое "на свете счастья нет, а есть покой и воля" - это полный уход поэта в частную жизнь как возможность гармонического существования. Пушкин умудряет молодость и молодит старость.

- А для вас есть какие-нибудь загадки в творчестве Пушкина?

- Сам взлет его поэзии был загадочен: этот взлет был недостаточно подготовлен предшествующей русской культурой. Конечно, и до Пушкина были очень талантливые и даже гениальные поэты - Державин, например. Но Пушкин занял сразу самую высшую точку поэзии России и остался ее вершиной. Самая главная загадка Пушкина в том, что в тяжелой российской истории он создал образ духовной легкости существования, в тупом бюрократическом государстве - образцы мудрости. Ведь Пушкин необычайно умен, в то время как все вокруг тонет в глупости. Пушкин осуществил то, о чем позже скажет Мандельштам: "Если поэзия не лечит, значит, это не поэзия". Пушкин безусловно гармонизирует нашу жизнь и лечит человека: есть какое-то неповторимое "журчание" пушкинского стиха. Это ощущение можно сравнить с тем, когда мы приходим в дом, и к нам в объятия бросается наш ребенок - такова степень пушкинской искренности и любви к людям. Невероятен сам пушкинский дар лиризма и человечности. <Как чудесно проходит Пушкин по всем критериям Хранителя! по наивысшей границе! Мне сейчас почему-то в голову пришло, что Он скоро должен родиться вновь... В Новом Русском Мире…>

- Пушкин писал о даре своей жизни, как "напрасном и случайном".

- Такое соединение многих талантов в одном человеке не может быть случайностью. Но именно в России родился самый гармоничный поэт мира, хотя в Российской истории никогда не было гармонии. Это означает, что в принципе гармония в России возможна. Пушкин очень много значит для России, для ее народа: народ все "почесывается", а Пушкин действует и действует. Он очень много успел за свою короткую жизнь. Гоголь писал о Пушкине, что Пушкин - "это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через 200 лет". Эти 200 лет прошли. Раз Пушкин был - значит, что-то хорошее ожидает Россию. ...

(Интервью корр. газ. “Демократический выбор” С.Митрохиной с писателем Фазилем Искандером, 1999 год)

 

Оглавление

Далее

 

Hosted by uCoz