XXI. <Н.В. Громыко. СМИ как орудие разрушения национального самосознания>

"Не сдвинемся, когда свирепый гунн

В карманах трупов будет шарить,

Жечь города и в церковь гнать табун

И мясо белых братьев жарить".

                                   А.Блок. "Скифы"

 

 

Сегодня, спустя десять лет после начала "катастройки" (понятие А.А.Зиновьева), со всей очевидностью можно констатировать: голубой экран "Panasonic" оказался прочно вмонтирован в головы и души бывших советских граждан. Он стал их новым искусственным сердцем. Он стал их незакрывающимся окном "пророста" в Европу... Он стал нашей новой родиной, нашей новой землей обетованной, на которой мы, наконец, как в счастливом раю, поселились все вместе и которую уже никогда-никогда не отдадим федералам. Мы эмигрировали в него целиком - со всей нашей родней, всем нашим домом, всеми нашими городами и весями, всеми нашими странами СНГ, всем нашим свободным временем. И что бы ни происходило за окном, он - единственный, кто расскажет нам всю правду: кто мы, какой мы будем теперь национальности, каким должен быть и непременно будет наш новый свободный выбор, кого мы снова оскорбили и обидели, не до конца еще, видимо, освободившись от прежнего генофонда, и кому мы взамен нашего разгрома подарим очередной кусок территории "этой" страны.

...Попробуем теперь сделать невозможное: мысленно отдерем телевизор от других частей нашего тела и души и посмотрим, что же все-таки останется. Что за организм мы уже получили? Какую такую антропологическую форму? Проделаем как бы операцию, аналогичную той, что была проведена с собакой Шариком в романе М.Булгакова "Собачье сердце".

            II

А.С. Шишков. Из стихотворения.

"Надгробная надпись: "Князю италийскому,
графу Суворову-Рымникскому":

С полками там ходил, где чуть летают птицы,

Любил жить в хижинах и покорял столицы.

Вставал по петухам, сражался на штыках,

Чужой народ его носил на головах.

Одною пищею с солдатами питался.

Цари к нему в родство, не он к ним причитался.

Был двух империй вождь, Европу удивлял,

Сажал царей на трон и на соломе спал.

И.И. Дмитриев. Из стихотворения.

"Графу Суворову-Рымникскому на случай покорения Варшавы":

Кто росс - и ныне не восплещет,
От радости не вострепещет,
Сердечных чувств не пролиет
И
не сплетет венка Герою?
Еще, еще гремит тобою,
О, друг и славы, и побед,
О, старец, к вечности идущий
В
сяк миг путем полубогов,
Благоговение влекущий
И чад России, и врагов.

 

В.А. Жуковский. Из стихотворения "Певец во стане русских воинов":

 

Но кто сей рьяный великан,
Сей витязь полуночи?
Друзья, на спящий вражий стан
В
перил он страшны очи:
Его завидя в облаках,
Шумящим, смутным роем,
На снежных Альпов высотах
В
злетели тени с воем;
Бледнеет галл, дрожит сармат
В шатрах от гневных взоров...
О горе, горе, супостат, -
То грозный наш Суворов!

 

А.С. Пушкин. Из стихотворения "Бородинская годовщина":

 

Победа! Сердцу сладкий час!
Россия, встань и возвышайся!
Греми восторгов общий глас!
Но тише, тише раздавайся
В
округ одра, где он лежит,
Могучий мститель злых обид,
Кто покорил вершины Тавра,
Пред кем смирилась Эривань,
Кому суворовского лавра
Венок сплела тройная брань.
Восстав из гроба своего,
Суворов видит плен Варшавы;
Вострепетала тень его
О
т блеска им начатой славы!

...Итак, какие у вас возникли впечатления при чтении стихов? Как-то неловко?.. Непривычно?.. Не по себе?.. Хочется поскорее отвернуться от этих "тоталитаристов" и назад, к телевизору, к свежим газетам?

"...В среду в чеченской столице проходили публичные наказания пьяниц и воров, которых били палками в присутствии журналистов и любопытных. Г-н Лебедь высказался и за увеличение числа сотрудников совместных комендатур и окончательный вывод всех вооруженных людей из Грозного, а также заявил, что график вывода войск из республики уже согласован. Выступивший вслед за секретарем СБ Аслан Масхадов посетовал на то, что Лебедь всякий раз приезжает в Чечню "полный отрицательной информации". По словам г-на Масхадова, силы, которые хотят продолжения войны, убеждают Лебедя в том, что он имеет дело с "бандитами", которые собираются кого-то грабить и убивать. "Слава Богу, мы с Лебедем находим общий язык при личной встрече, мы не собираемся никого ни преследовать, ни сажать, ни расстреливать, ни грабить ни с завгаевской, ни с любой другой стороны". После встречи с чеченским руководством генерал Лебедь посетил Шали, где выступил на митинге и дружески побеседовал с местными жителями..." ("Сегодня" от 6 сентября 1996 года: "Достигнута договоренность о формировании коалиционного правительства Чечни".)

...Итак, этот слог нам, русскоязычным европоидам, сегодня намного привычнее. Никаких тебе национальных и конфессиональных расхождений. "Посетил Шали...", "дружески побеседовал..." Во всем, как оказалось, виноваты только пьяницы и воры...

Можете ли вы себе представить в такой роли генерала графа Суворова - целующимся взасос с предводителем бандитов, издевавшимся над русскими женщинами и детьми?! Удивительная широта и гибкость взглядов у генерала Лебедя! Удивительное понимание природы войны на рубеже XXI века!

             III

В настоящее время в России средства массовой информации (прежде всего, телевидение), используемые как информационное оружие, достигли невероятных возможностей с точки зрения манипуляции массовым сознанием и невероятных результатов в плане разрушения отечественного антропологического фонда и генофонда. Основная цель данного типа оружия - это разрушение естественных механизмов национальной самоидентификации, вырабатывавшихся в течение долгих веков в недрах отечественной культуры и закреплявшихся в ряде традиционных укладов, составлявших жизнедеятельностную основу государственного архетипа; замещение их искусственными механизмами идеологического самоотнесения.

Для достижения данной цели используются самые разнообразные способы. Перечислим лишь некоторые из них.

1) Изготовление псевдоценностей, "забиваемых" в головы телезрителей в виде базисной системы новых "измов". К таковым относятся: демократизм, космополитизм, эпикуреизм, постмодернизм, дебилизм и т.д.

2) В рамках данной ценностной системы выстраивается комплекс штампов-имиджей, призванных корректировать и наше восприятие прошедшего, и наше отношение к настоящему.

В качестве самого-самого позитивного телегероя можно выделить имидж "западного консультанта", который охотно надели на себя ведущие почти всех общественно-политических передач ("Зеркало", "Итоги", "Взгляд" и т.д.).

Как образец общественного поведения зрителю подсовывается имидж постороннего, внешнего наблюдателя, немножко цинично относящегося ко всему, что бы ни происходило. (Этот имидж "навевается" не только новой плеядой молодых, темпераментных ведущих многочисленных развлекательных программ, но и дикторами информационных передач, сообщающих точку зрения правительства.) Данная маска очень удобна для всех: журналисту она позволяет под видом правдеца забивать в общественное сознание любую ложь и "проводить в жизнь" любой хорошо оплаченный спектакль, а зрителю (читателю) - и дальше стойко переносить происходящий абсурд, ничего против него не предпринимая.

По сути же дела, под маской постороннего разыгрываются две главных позиции - позиция оккупанта и позиция эмигранта. Телевидение, как правило, отстаивает позицию оккупанта, а вещает для эмигранта. При любом другом типе самоидентификации вы зачисляетесь в разряд нелюдей - тоталитаристов, националистов, представителей партии войны, просто шизофреников и т.д.

Особенно наглядно это проявилось в ходе освещения военных действий в Чечне программой "Итоги" (канал "НТВ"). В качестве базисной системы координат ее авторы выбрали, как известно, следующую: "повстанцы - федералы". За первым полюсом закреплялись и продолжают закрепляться исключительно положительные характеристики (свободолюбие, бесстрашие, решительность, любовь к справедливости, бесконечное страдание и т.д.), а за вторым - в основном отрицательные. Материалы, естественно, подбираются и компонуются соответствующим образом. Хочется указать лишь на два незабвенных художественных образа, созданных программой "Итоги": русские женщины из роддома в Буденновске, рассказывающие, как добрые чечены их кормили шоколадом, пока злые федералы не выпускали их из плена, в котором они находились у добрых чечен. И второй кадр: немногочисленный митинг демократов у памятника Пушкину в поддержку миротворческой политики Лебедя, который накануне послал их на кудыкину гору...

3) Разрушению механизмов национальной самоидентификации служит также введение в общественное сознание ряда схем (объяснения и описания, а также действия), которые изначально содержат в себе логическую ошибку и в силу этого программируют исходно безумный тип действия и способ осмысления происходящих событий.

Как справедливо указывает Максим Соколов в своей статье "Мы очищаем место бою" (газета "Коммерсант daily" от 31 августа 1996 года), чеченские события препарируются СМИ в соответствии со следующей мыслительной конструкцией: "...коль скоро некоторый восставший народ требует упразднения некоторого государства, то тем хуже для этого государства. Логическая ловушка заключается здесь в неявном введении двойного счета. В применении к восставшему народу блокируются любые попытки ценностного и морального подхода. Во-первых, народ прав уже потому, что он народ (в дополнение к тому можно купировать в СМИ данные о реальном, а потому довольно отвращающем облике героев сопротивления и резко пресекать все разговоры о склонности народа к грабежам и насилию), а во-вторых, прав народ или не прав, это неважно, потому что победить его можно лишь физически уничтожив. Напротив, в применении к государству вся строгость оценок тут же возрождается. Героический народ (т.е. Басаев, Радуев, Масхадов etc.) имеет carte blanche на сколь угодно варварский способ поведения в конфликте, на то, чтобы прикрываться женщинами и детьми, на то, чтобы брать в фактические заложники все мирное население, ибо на любые террористические действия есть загодя выданная индульгенция. Государство этой индульгенции не имеет и иметь не может - оно обязано действовать со связанными руками, покорно принимая ультиматумы восставшего народа".

Примечательно, что та же самая схема - "справедливый восставший народ - жестокий и несправедливый усмиритель-государство" - была использована западным и отечественным агитпропом при описании событий в Ираке: "курды - Хусейн". Однако Америка, начавшая бомбить Ирак лишь несколько дней спустя после подписания мирных соглашений между Лебедем и Масхадовым, была как бы вынесена за скобки, выведена за рамки действия этой "универсальной" схемы.

Другим примером тому, каким огромным потенциалом разрушения для национального самосознания обладают плохо продуманные мыслительные конструкции, может выступить ленинская формула о праве наций на самоопределение. Именно она является сегодня основным пропагандистским лозунгом сторонников либеральной идеи, не замечающих, тем не менее, не осознающих того, что, спасая страну от коммунистического прошлого, они проводят в жизнь именно ленинскую политику, действуя в аккурат по ленинской схеме. Это расхождение между тем, что говорится и пишется, и тем, что на самом деле осуществляется, эта постоянная интенция к нравственному и мыслительному компромиссу является также одной из серьезных причин национального нездоровья, поскольку вызывает, с одной стороны, привычку ко лжи, а с другой, - эффект массовой шизофрении.

4) Поразительны по своей технической отточенности соответствующие приемы манипуляции - фигуры умолчания, подтасовка фактов, антисистемность в подаче материала, - которые используют СМИ для формирования у наших граждан "рваного", хаотизированного сознания.

Одним из примеров манипуляции, а именно того, как провал Лебедя был выдан за миротворческую победу, может служить обсуждение текста договора, подписанного между Лебедем и Масхадовым. Лишь очень немногие публицисты, работающие в либеральной прессе, - такие, как Виталий Третьяков, Максим Соколов, Глеб Павловский и другие, - посмели заговорить о том, что уже первый пункт договора означает отделение Чечни как независимого государства, поскольку взаимоотношения между ней и Россией "будут определяться в соответствии с принципами и нормами международного права", которое имеет силу только для государств. Вместо того, чтобы донести до массового сознания факт начала дробления России (хотя бы это!), телевидение подробно показывает нам, как весело пляшут чечены, справляя праздник своей независимости, провозглашенный Дудаевым еще пять лет назад! "...Сегодня механизм Ичкерии - теневой, родокриминальный, не укладывающийся в рамки ни одного права в мире - объявлен легитимным субъектом "с отложенным статусом", а российская демократия жаждет взаимодействовать с ним на основе международного права!" (Глеб Павловский. "Арьергардные бои четвертой власти. Российские СМИ сплачиваются в общенациональный механизм глушения альтернативных мнений". "Независимая газета" от 10.09.96)

5) Используя методы регулярной "шоковой терапии" и псевдорелаксации (многосерийные "мыльные оперы" по типу "Санта-Барбары"), СМИ невротизируют общество, превращая его в толпу теленаркоманов.

В качестве теленаркомана всякий россиянин может воистину чувствовать себя "гражданином мира", поскольку он "вкушает" теперь те же многосерийные эрзацы искусства, что и население других стран, он слушает те же новости, что и зарубежные партнеры, и так же, как они, он возмущается этой невежественной, тоталитаристской страной, которую надо бы, в конце концов, усмирить. Ну, а что касается телерекламы, то отечественный телезритель видит ее столько, сколько зарубежному и не снилось! (В Германии, например, после десяти вечера реклама запрещена.) Он привык уже к сигаретам "Marlboro" и "Camel", к мылу "Camay", к шампуню "Wash-and-Go", к трусам "Adidas", возникающим перед его глазами в самые невероятные моменты его жизни, больше, чем к лицам родных и друзей, а к иностранному языку - сильнее, чем к русскому. Какая там Чечня? При чем здесь Россия? Достаточно нажать кнопку на пульте, переключить программу - и все ваши проблемы сметет "Магазин на диване"...

IV

События лета 1996 года со всей очевидностью продемонстрировали: за одно только десятилетие средства массовой информации сумели сотворить с Россией такое, что не снилось в течение долгих веков ни одному врагу. Они не просто развалили Союз. Они не только подготовили к расчленению Россию. Но они, похоже, доломали знаменитый русский характер, если русские генералы считают своим долгом целовать убийц, русские банкиры - финансировать чеченские танки, русские писатели - воспевать падение России, а журналисты отечественного телевидения - рассказывать в уши дудаевцев военные тайны, добивая "федералов" в спину. Апофеозом всего этого является, конечно же, образ президента, мечтающего попариться вместе с Колем в русской бане по случаю урегулирования "чеченского кризиса".

Мы имеем такой опыт, какого не было еще ни в одной стране: благодаря тому, что СМИ заняли позицию национального предательства и начали активно ее пропагандировать как принцип национальной самоидентификации, население России оказалось морально подготовлено к "добровольному" суициду, который финансово, экономически и дипломатически также был всесторонне "проработан" и уже даже юридически закреплен рядом наших "полномочных представителей". "Чеченский дебют" Секретаря Совета безопасности, подарившего бандитам кусок исконной русской земли вместе с проживающим там русским населением и поехавшего праздновать День независимости в мусульманский центр Шали, - этот добровольческий поступок, этот образец национального самоопределения, конечно же, превзошел пока все остальные примеры!

Что же может противостоять СМИ как оружию массового поражения? Ведь не все же хотят быть послушными баранами четвертой власти?! Ведь не всем же еще пока нравится тот сумасшедший дом, в который зазывают нас СМИ и который так симпатично выглядит для западных наблюдателей, специализирующихся по теме "Уничтожение России"?!

Противостоять всему этому может только всенародное движение сопротивления, предполагающее:

1) мобилизацию всех оставшихся здоровых сил на решение первоочередных вопросов (как накормить Россию? как обеспечить ее жильем? как обеспечить ее качественным бесплатным образованием? как предотвратить грядущее разрушение коммунального хозяйства? как развить инфраструктуру? и т.д.);

2) выработку сети целей и программ национального развития;

3) переориентацию СМИ на решение данных вопросов.

Только в недрах этого движения может вырасти национальное самосознание, ориентированное не на "Магазин на диване", а все так же, как и прежде, - на Шишкова и Дмитриева, на Гнедича и Жуковского, на Державина и Пушкина, на Крылова и Лермонтова, воспевавших сильную Россию, способную отразить нашествие любого врага, в том числе - и внутреннего... каким в настоящее время являются средства массовой агитации и пропаганды.

Эмигрировать дальше некуда. Позади - ...

 Примечание. Громыко Нина Вячеславовна - канд. филос. наук, гл. редактор журнала "Российское аналитическое обозрение", старший научный сотрудник Центра региональной политики развития образования РАО. <Умно, сильно, точно, правильно. Нина Вячеславовна, если сочтете необходимым внести свой вклад на идеологическом поприще... милости прошу.>

 

Оглавление

Далее

 

Hosted by uCoz